В мире музыки

Приобщайте детей к музыке

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства и волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

С этим искусством человек соприкасается с самого рождения. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Все виды музыкальной деятельности помогают развитию способностей ребенка. Очень важно сформировать у ребёнка высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. И здесь музыке отводится особая роль.

Дошкольный возраст – благотворный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. И об этом необходимо помнить каждому взрослому. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность развития творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка, уйдет невосполнимо.

Именно в дошкольном возрасте начинают проявляться примеры раннего проявления музыкальности, и задача родителей развивать эти способности ребенка.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия. Ребенок выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней все свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. Музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки. Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие – нежно и ласково.

Главная задача музыкального воспитания - развитие эмоциональной отзывчивости, проявление интереса и любви к музыке.

Музыкально образовательная деятельность включает в себя: сведения общего характера о музыке, как о виде искусства; сведения о музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д.; а так же специальные знания о способах исполнения. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников, предполагается, что дети овладеют некоторыми способами деятельности, без которых она не осуществима. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Восприятие у ребенка и у взрослого, в силу различного музыкального и жизненного опыта, не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнение – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развивать у каждого ребенка стремление к общению с музыкой, в том виде деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться.

Нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если ведущие виды деятельности проявились в дошкольном возрасте, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.

Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к развлекательной сфере, но и как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Цель музыкального воспитания – формировать гармонически развитую личность, помочь ребёнку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности, так как на музыкальных занятиях чередуются различные виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, движение под музыку.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. На этих занятиях дети становятся более организованными, обогащаются новыми знаниями и представлениями. Музыка является средством физического развития ребёнка. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Ритмические упражнения, основанные на музыке и движении, улучшают осанку ребёнка, координацию. Значит, музыкальные занятия способствуют общему развитию ребёнка и взаимосвязаны со всеми жизненными процессами.

Уважаемые родители, не стесняйтесь подходить со своими предложениями, претензиями, пожеланиями. Давайте соединим наши усилия в воспитании детей. Следите за информацией, будьте в центре нашей музыкальной деятельности.